Дело № А53-10859/2014 общество с ограниченной ответственностью «Мир технологий»

Об адвокате таможенный юрист Андрей Эдуардович Бернев


Дело № А53-10859/2014 общество с ограниченной ответственностью «Мир технологий»

5156_2231138
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 «а»
http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru


Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е



г. Ростов-на-Дону
«29» июля 2014 г.
 Дело № А53-10859/2014
Резолютивная часть решения объявлена «22» июля 2014 г.
Полный текст решения изготовлен «29» июля 2014 г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Маковкиной И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания 
Мозговой Е.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной 
ответственностью «Мир технологий» ИНН 6122016665, ОГРН 1116189001312
к Таганрогской таможне
о признании недействительным ненормативного акта
при участии:
от заявителя – Бернев А.Э. по доверенности от 24.04.2014 – до и после перерыва
от таможни – Дыгай И.А. по доверенности от 15.05.2014, Черикова И.В. по доверенности 
от 20.12.2013 – до и после перерыва
установил: общество с ограниченной ответственностью «Мир технологий» обратилось в 
арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Таганрогской 
таможни от 25.02.2014 о корректировке таможенной стоимости Товара №1 -«Картриджи с 
фотовалом, заправленные тонером, предназначенные для использования в лазерных 
принтерах в упаковке для розничной продажи различных марок», и Товара №2 -«порошок 
(тонер) для лазерных картриджей в розничной упаковке в виде пакета из алюминиевой 
фольги объемом до одного кг», оформленных по ДТ № 10319070/241213/0001572.
В судебном заседании 15.07.2014 объявлен перерыв до 22.07.2014. После истечения 
перерыва судебное заседание продолжено 22.07.2014.
Заявитель указал, что решение таможни о корректировке таможенной стоимости 
товара не соответствуют таможенному законодательству и подлежит признанию 
незаконными, поскольку общество предоставило органу пакет документов по ДТ, 
которыми реально располагало и которые являются достаточными для подтверждения 
таможенной стоимости по цене сделки. 
Как следует из отзыва и пояснений таможни, в ходе проверки таможенной 
стоимости товаров установлено недостаточное документальное подтверждение 
правильности ее определения декларантом.2 5156_2231138
Выслушав доводы и пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, 
суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Мир технологий» (покупатель) в 
соответствии с внешнеторговым контрактом от 29.11.2011 № 01/2011, заключенным с 
компанией «САТЕК INDUSTRIES LIMITED» (Китай) (продавец), ввезло на таможенную 
территорию Таможенного союза товар – «Картриджи с фотовалом, заправленные тонером, 
предназначенные для использования в лазерных принтерах в упаковке для розничной 
продажи различных марок, а также порошок (тонер) для лазерных картриджей в 
розничной упаковке в виде пакета из алюминиевой фольги объемом до одного кг».
Ввезенный товар задекларирован по ДТ № 10319070/241213/0001572.
Таможенная стоимость определена и заявлена декларантом методом по стоимости 
сделки с ввозимыми товарами.
Общая фактурная (контрактная) стоимость товаров согласно проформе инвойса 
от 10.10.2013 № СК327, коммерческому инвойсу от 11.11.2013 № СК327, спецификации 
от 09.10.2013 № 3 и упаковочному листу от 11.11.2013 № СК1327 составила 39 864, 07 
долларов США.
Товар оформлен заявителем для выпуска в свободное обращение. Картриджи с 
фотовалом, заправленные тонером, предназначенные для использования в лазерных 
принтерах в упаковке для розничной продажи различных марок оформлены как товар 
№ 1, а порошок (тонер) для лазерных картриджей в розничной упаковке в виде пакета из 
алюминиевой фольги объемом до одного кг, - товар № 2. Таможенная стоимость товара 
№ 1 заявлена в размере 33 402,23 доллара США, товара № 2 - 8751,90 долларов США.
Так как условия поставки FOB Шенжен предусматривают обязанность покупателя 
оплатить перевозку до границы ТС, в таможенную стоимость декаларантом включены 
расходы по перевозке до порта Таганрог: по товару № 1 в размере 60039,17 рублей, по 
товару № 2 – 15 419,54 рублей.
В подтверждение заявленной по ДТС 1 от 24.12.2013 таможенной стоимости товаров 
№ 1, 2 в таможенный орган согласно описи документов к ДТ № 10319070/241213/0001572 
декларантом представлены: контракт от 29.11.2011 № 01/2011, спецификация от 
09.10.2013 № 3; коммерческий инвойс от 11.11.2013 № СК327, в котором указаны 
сведения о стоимости товаров № 1, 2 на ассортиментном уровне; упаковочный лист к 
коммерческому инвойсу; П С 11110038/1481/1898/2/0; платежные поручения от 11.10.2013 
№ 3 и от 26.11.2013 № 4, подтверждающие факт перечисления денежных средств 
иностранному продавцу в размере 39864,07 долларов США с отметками банка об их 
исполнении. Дополнительно для подтверждения транспортных расходов, включенных в 
таможенную стоимость товаров № 1, 2 представлены: договор от 01.12.2011 № 100/Н с 
ООО «ИНТРАНС» на транспортно-экспедиторское обслуживание грузов в 
крупнотоннажных контейнерах, приложение к договору от 01.12.2011 № 5; счет 
транспортной организации от 20.12.2013 № 2362/К/О; письмо об отсутствии страхования 
товаров от 24.12.2013; платежный документ, подтверждающий оплату расходов по 
перевозке (платежное поручение от 23.12.2013№ 288).
В рамках таможенного контроля таможенным органом 25.12.2013 принято решение о 
проведении дополнительной проверки таможенной стоимости товаров № 1 и 2, 
заявленных по ДТ № 10319070/241213/0001572.
Таможенным органом запрошены дополнительные документы, сведения и 
пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения и достоверности 
таможенной стоимости: экспортная декларация страны вывоза с переводом; пояснения о 
влиянии на цену товара физических, качественных характеристик; прайс-лист 
производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческие предложение; 
банковские платежные документы по оплате предыдущих партий товаров в рамках 
внешнеторгового контракта; бухгалтерские документы об оприходовании товаров (по 3 5156_2231138
предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта); пояснение о 
том, предоставлялись ли продавцом покупателю скидки в рамках рассматриваемого 
контракта; пояснение о том, имеются ли между финансовые взаимоотношения, кроме 
расчетов по договору купли-продажи, на основании которого производится перемещение 
оцениваемых товаров; оферты, заказы, прайс-листы оцениваемых идентичных, 
однородных товаров, а также товаров того же класса или вида (если имеются); договоры 
на реализацию декларируемого товара на внутреннем рынке РФ; счета, выставленные 
ООО «ИНТРАНС» за транспортировку декларируемого товара.
Для выпуска товаров заявителю предложено заполнить формы корректировок 
таможенной стоимости и предоставить обеспечение таможенных пошлин, налогов 
согласно прилагаемому расчету.
Источником информации для выбора основы расчета обеспечения уплаты 
таможенных пошлин, налогов таможенным органом принята стоимость ранее 
оформленных по ДТ № 10714040/291113/0051710 по товару № 1 и 
ДТ № 10130180/201113/0011248 по товару № 2.
После проведения предварительной корректировки таможенной стоимости и 
внесения денежного залога, товар был выпущен таможенным органом в соответствии с 
таможенной процедурой «для внутреннего потребления».
25.02.2014 таможенным органом принято решение о корректировке таможенной 
стоимости товаров № 1 и 2, заявленных по ДТ № 10319070/241213/0001572.
Полагая, что решением таможенного органа о корректировке таможенной стоимости 
товара нарушены его права и законные интересы, заявитель в порядке статьи 198 
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в 
Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса 
Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в 
арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных 
правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных 
органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если 
полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие 
(бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и 
нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной 
экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, 
создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной 
экономической деятельности. 
По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются 
под определенную таможенную процедуру в порядке и на условиях, которые 
предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза. При этом лицо вправе 
изменить выбранную таможенную процедуру на другую (пункты 1, 2 статьи 203 
Таможенного кодекса таможенного союза). Обязанность подтверждения соблюдения 
условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта 
(статья 205 Таможенного кодекса таможенного союза).
Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи 
таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для 
помещения товаров под таможенную процедуру. Помещение товаров под таможенную 
процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной 
процедурой (пункты 1, 3 статьи 174 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Перечень документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, и сроки их 
представления устанавливаются Таможенным кодексом Таможенного союза. Документы, 
необходимые для выпуска товаров, могут быть представлены в форме электронных 
документов (пункты 2, 4 статьи 176 Таможенного кодекса Таможенного союза).4 5156_2231138
Статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что товары 
подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру 
либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача 
таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу 
документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не 
установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 2 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза 
декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем 
заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине 
таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической 
сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также 
представления подтверждающих их документов. Сведения, указанные в пункте 2 
настоящей статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются 
сведениями, необходимыми для таможенных целей.
В соответствии с Соглашением от 25.01.2008 «Об определении таможенной 
стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза», 
основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в 
максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, 
установленном в статье 4 настоящего Соглашения (метод 1).
Статьей 4 Соглашения от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости 
товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» определено, 
таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию 
Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически 
уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую 
таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с 
положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при любом из следующих условий: 1) 
отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение 
товарами, за исключением ограничений, которые: - установлены совместным решением 
органов Таможенного союза; - ограничивают географический регион, в котором товары 
могут быть перепроданы; - существенно не влияют на стоимость товаров; 2) продажа 
товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых 
на цену товаров не может быть количественно определено; 3) никакая часть дохода или 
выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования 
товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда 
в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены 
дополнительные начисления; 4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными 
лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, 
что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в 
соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, 
является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих 
осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом 
платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной 
законодательством государства соответствующей стороны.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в 
соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Соглашения в качестве основы для 
определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, 
идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории 
таможенного союза (статья 8 настоящего Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, 
определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения. Лицо, декларирующее 5 5156_2231138
товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении 
таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров 
невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной 
стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения.
В пунктах 2, 3 статьи 2 Соглашения предусмотрено, что в целях обеспечения 
законности, единообразия и беспристрастности системы оценки товаров для таможенных 
целей она не должна быть основана на использовании произвольной или фиктивной 
таможенной стоимости товаров. При этом таможенная стоимость товаров и сведения, 
относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно 
определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения 
таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в 
зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, 
участников сделки и др.).
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по 
требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и 
сведения либо дать в письменной форме объяснения причин, по которым запрашиваемые 
таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены.
Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им 
метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им 
сведений.
При этом обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, 
необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть
возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально 
располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.
Согласно статье 176 Таможенного кодекса Таможенного союза при совершении 
таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, 
таможенные органы вправе требовать представления только документов и сведений, 
которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства 
таможенного союза и представление которых предусмотрено таможенным 
законодательством таможенного союза.
Перечень документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, и сроки их 
представления устанавливаются в статье 183 Таможенного кодекса Таможенного союза. 
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской 
Федерации от 25.12.2013 № 96 указано, что при применении нормы пункта 4 статьи 65 ТК 
ТС судам следует исходить из презумпции достоверности представленной декларантом 
информации. При оценке обоснованности применения первого метода определения 
таможенной стоимости ввозимых товаров судам необходимо руководствоваться 
положениями пункта 1 статьи 4 и пунктов 1 и 3 статьи 5 Соглашения, имея в виду, что 
стоимость сделки с ввозимыми товарами не может считаться документально 
подтвержденной, количественно определенной и достоверной, если декларант не 
представил доказательства заключения сделки, на основании которой приобретен товар, в 
любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в такой сделке информация о 
цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует 
информация об условиях поставки и оплаты товара либо имеются доказательства ее 
недостоверности, а также, если отсутствуют иные сведения, имеющие отношение к 
определению стоимости сделки в смысле приведенных норм Соглашения.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, в подтверждение 
заявленной таможенной стоимости по спорной ДТ обществом был предоставлен 
обязательный пакет документов, установленный нормативно. 6 5156_2231138
По условиям контракта от 29.11.2011 № 01/2011 компания «САТЕК INDUSTRIES
LIMITED (Китай)» приняла на себя обязательства по поставке в адрес покупателя - ООО 
«Мир технологий» товара (картриджи с фотовалом, заправленные тонером, 
предназначенные для использования в лазерных принтерах в упаковке для розничной 
продажи различных марок, а также порошок (тонер) для лазерных картриджей в 
розничной упаковке в виде пакета из алюминиевой фольги объемом до одного кг).
В обоснование таможенной стоимости товара заявителем в таможенный орган 
представлены следующие документы: контракт от 29.11.2011 № 01/2011, спецификация 
от 09.10.2013 № 3; коммерческий инвойс от 11.11.2013 № СК327, в котором указаны 
сведения о стоимости товаров № 1, 2 на ассортиментном уровне; упаковочный лист к 
коммерческому инвойсу; П С 11110038/1481/1898/2/0; платежные поручения от 
11.10.2013 № 3 и от 26.11.2013 № 4, подтверждающие факт перечисления денежных 
средств иностранному продавцу в размере 39864,07 долларов США с отметками банка об 
их исполнении. 
Поставка товара по ДТ № 10319070/241213/0001572 осуществлена на условиях FOB
Шенжен (Китай) ИНКОТЕРМС 2010. 
В соответствии с «Инкотермс-2000» условие поставки FOB «Free on 
Board»/«Свободно на борту» означает, что продавец выполняет поставку с момента 
перехода товара через борт судна в поименованном порту отгрузки. С этого момента 
покупатель несет все риски утраты или повреждения товара. В соответствии с указанными 
условиями поставки на продавца возлагается обязанность оплатить все расходы, 
относящиеся к товару до момента фактического его перехода через поручни судна в 
согласованном порту отгрузки; и если потребуется, все расходы, связанные с 
выполнением таможенных формальностей, оплатой всех пошлин, налогов и иных 
официальных сборов, взимаемых при вывозе (пункт А6 Правил). Контрагенты, оговаривая 
цену товара на условиях ФОБ, предусматривают наличие и включение всех 
перечисленных расходов в стоимость товара, указанную в контракте.
Для подтверждения транспортных расходов, включенных в таможенную стоимость 
товаров № 1, 2 заявителем в таможенный орган были представлены: договор на 
транспортно-экспедиторское обслуживание грузов в крупнотоннажных контейнерах от 
01.12.2011 № 100/Н, приложение к договору от 01.12.2011 № 5; счет транспортной 
организации от 20.12.2013 № 2362/К/О; письмо об отсутствии страхования товаров от 
24.12.2013; платежный документ, подтверждающий оплату расходов по перевозке 
(платежное поручение от 23.12.2013 № 288).
Данные документы следует рассматривать как необходимые документы, 
предусмотренные перечнем, содержащимся в Порядке декларирования, контроля и 
корректировки таможенной стоимости товаров в соответствии с заявленной таможенной 
процедурой утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 
(далее - Порядок), который вступил в силу с 01.01.2011.
Суд исследовал условия контракта с учетом положений статьи 30 и 53 Конвенции 
ООН о договорах международной купли-продажи от 11.04.1980, которые соответствуют 
положениям статей 432, 455-460, 465, 481, 485 - 487 Гражданского кодекса Российской 
Федерации, определяющих существенные условия договора купли-продажи товара. 
Следовательно, в данном случае существенными условиями контракта являются условия 
о товаре, порядке его поставки, цене товара и порядке его оплаты. 
На определение таможенной стоимости оказывают влияние именно указанные выше 
существенные условия спорного контракта. Такие существенные условия договора купли-
продажи как цена и количество товара связаны с исчислением таможенной стоимости и 
исчислением таможенных платежей.
Таким образом, на основании представленных первичных документов при 
декларировании товара по ДТ № 10319070/241213/0001572 следует вывод о надлежащем 7 5156_2231138
подтверждении декларантом стоимости декларируемого товара. Обратного таможенным 
органом не доказано.
Поскольку заявителем представлены документы и информация о товаре и 
уплаченной за него цене совпадает, а также в вышеперечисленных документах, в том 
числе в контракте и в инвойсе, отсутствуют противоречия, то заявленная декларантом 
таможенная стоимость является подтвержденной.
Таможенный орган не согласился с заявленной декларантом таможенной стоимостью 
декларируемых товаров, полагая, что таможенная стоимость не подтверждена 
документально, а представленные декларантом документы не подтверждают 
правильность заявленной таможенной стоимости, не являются достоверными и 
достаточными по следующем основаниям: запрашиваемые дополнительные документы 
или пояснительные письма к ним о невозможности предоставления декларантом не были 
предоставлены, что не позволяет таможне проверить согласование цены между продавцом 
и покупателем и подтвердить заявленную таможенную стоимость.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.04.05 
№ 13643/04 указано, что обязанность предоставлять по требованию таможенного органа 
документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может 
быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально 
располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота. 
Общество пояснило, что затребованные таможней документы, не могли быть 
представлены ввиду их отсутствия у декларанта. Кроме того, затребованные документы 
не относятся к документам, предусмотренными в качестве обязательных; ими располагает 
не декларант, а продавец. 
Предоставление декларации страны вывоза товара является правом, а не 
обязанностью декларанта, поскольку указанный документ не входит в обязательный 
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в 
соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденный Приказом ФТС РФ 
№ 536 от 25.04.2007, которыми подтверждается таможенная стоимость товаров по 
первому методу таможенной оценки. Экспортная декларация оформляется таможенным 
органом страны отправления, в связи с чем ее отдельные недостатки не могут вменены 
декларанту в качестве нарушения. 
Прайс-лист не относится к документам, предусмотренными в качестве 
обязательных. По своему правовому содержанию прайс-лист представляет собой 
коммерческое предложение от фирмы-изготовителя. Дополнительно истребованный 
таможенным органом прайс-лист фирмы-изготовителя, не являющегося резидентом 
Российской Федерации, не мог быть представлен обществом-резидентом Российской 
Федерации по объективным причинам, а необходимость в его изучении и применении для 
определения таможенной стоимости по первому методу таможенным органом не 
обоснована.
Пояснения по физическим характеристикам товара и их влиянии на 
ценообразование не относятся к документам, обязательным для представления для 
подтверждения таможенной стоимости товара. 
Не принимается довод о непредставлении документов, по которым осуществлялось 
декларирование идентичных или однородных товаров, стоимость которых определялась 
методом по стоимости сделки. Обязанность декларанта представить по требованию 
таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при 
наличии признаков недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров либо в 
случае, когда заявленные сведения должным образом не подтверждены.
Кроме того, в целях подтверждения сведений о заявленной таможенной стоимости 
товаров, определенной с использованием метода по стоимости сделки, обществом 
представлены подтверждающие документы о произведенной оплате. 8 5156_2231138
Из материалов дела следует, что имело место фактическое исполнение сторонами 
контракта и спецификации, следовательно, контракт, спецификация, инвойс являются 
документами, подтверждающими контрактную стоимость товара. 
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда 
Российской Федерации от 25.12.2013 № 96 «О некоторых вопросах практики 
рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, 
ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза» непредставление 
декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им 
таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным 
органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта 
имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) 
и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
В случае непредставления декларантом дополнительных документов (сведений), 
обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, либо объяснения 
причин, по которым они не могут быть представлены, решение о корректировке 
таможенной стоимости товаров может быть принято таможенным органом с учетом 
информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа. При этом может быть 
использована необходимая информация, полученная также у лиц, имеющих отношение к 
производству, перемещению и реализации товара, контрагентов декларанта и таможенных 
органов иностранных государств. 
Таким образом, обязанность декларанта представить по требованию таможенного 
органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков 
недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров либо в случае, когда 
заявленные сведения должным образом не подтверждены.
Документы, представленные декларантом, с достоверностью подтверждают 
обоснованность применения первого метода определения таможенной стоимости товара 
согласно выводам, изложенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда 
Российской Федерации от 25.12.2013 № 96.
Непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным 
органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности 
заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждены и не опровергнуты 
иными документами.
В соответствии с вышеизложенным у таможенного органа не было оснований для 
непринятия стоимости товара по цене сделки, так как декларант предоставил полный 
пакет документов, предусмотренный таможенным законодательством в подтверждение 
заявленной таможенной стоимости товара по цене сделки. Представленные документы 
соответствуют предъявляемым к ним требованиям, не содержат никаких противоречащих 
сведений и признаков недостоверности.
Определяя таможенную стоимость иным методом, чем первый, таможня должна 
была не просто безосновательно заявлять о документальной неподтвержденности 
таможенной стоимости товара, определенной декларантом, а иметь в наличии 
безусловные доказательства невозможности применения предыдущих методов.
Различие цены сделки с ценовой информацией, имеющейся у таможенного органа и 
не относящейся непосредственно к совершенной внешнеторговой сделки само по себе не 
может являться основанием для отказа в применении основного метода определения 
таможенной стоимости товаров, а также не является доказательством недостоверности 
сведений о цене сделки, либо наличия условий или обязательств, влияние которых на 
стоимость товаров не может быть количественно определено.
Проведенный таможенным органом сравнительный анализ величины цен 
декларируемых товаров с ценами на подобные товары, проведенный с помощью 
ИАС «Мониторинг Анализ», и выявленное, по мнению таможни, отклонение заявленной 9 5156_2231138
таможенной стоимости товара, не может само по себе служить основанием для 
неприменения метода по цене сделки с ввозимыми товарами.
Таможня не обосновала вывод о значительном отличии цены сделки от имеющейся в 
его распоряжении ценовой информации, доказательства сопоставимости условий, на 
которых были ввезены товары, выбранные им для сравнения, не представлены. 
Таможня не представила доказательств невозможности определения таможенной 
стоимости товара по первому методу.
Согласно изложенному в пункте 1 статьи 2 Соглашения правилу последовательного 
применения методов определения таможенной стоимости товаров при невозможности 
использования первого метода каждый последующий метод применяется, если 
таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего 
метода.
В связи с этим при рассмотрении в суде споров, связанных с определением 
таможенной стоимости товаров, судам, руководствуясь частью 5 статьи 200 АПК РФ, 
необходимо исходить из того, что обязанность доказать наличие оснований, 
исключающих применение первого метода определения таможенной стоимости товара, а 
также невозможность применения иных методов в соответствии с установленной законом 
последовательностью лежит на таможенном органе.
В частности, такими основаниями могут являться доказанный таможенным органом 
факт недостоверности представленных декларантом документов и содержащейся в них 
информации либо противоречивость сведений, касающихся условий определения 
таможенной стоимости (пункт 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда 
Российской Федерации от 25.12.2013 № 96).
Как указано выше, общество представило все документы, необходимые для 
подтверждения таможенной стоимости товара; таможня факт недостоверности 
представленных декларантом документов и содержащейся в них информации либо 
противоречивость сведений, касающихся условий определения таможенной стоимости, не 
доказала.
Поскольку таможенным органом нарушены нормы действующего таможенного 
законодательства, а именно таможенным органом незаконно не принята таможенная 
стоимость товара, определенная заявителем по цене сделки, что нарушает права и 
законные интересы общества сфере предпринимательской деятельности, суд пришел к 
выводу о том, что требование заявителя о признании недействительным решения 
Таганрогской таможни о корректировке таможенной стоимости от 25.02.2014 по 
ДТ № 10319070/241213/0001572 является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской 
Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные 
заявителем при обращении в суд в размере 2000 рублей (платежное поручение от 
30.04.2014 № 110), относятся на таможню и взыскиваются в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального 
кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным решение Таганрогской таможни от 25.02.2014 о 
корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ № 10319070/241213/0001572 как не 
соответствующее таможенному законодательству.
Взыскать с Таганрогской таможни в пользу общества с ограниченной 
ответственностью «Мир технологий» (ИНН 6122016665, ОГРН 1116189001312) судебные 
расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.10 5156_2231138
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый 
арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в 
кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в 
течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, 
вынесший решение, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном 
суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции 
отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья И.В. Маковкина

Возврат к списку