Вопрос: Что понимается под таможенной стоимостью ввозимых товаров? Каков порядок ее определения?

Вопрос: Что понимается под таможенной стоимостью ввозимых товаров? Каков порядок ее определения?

Ответ:

 Правовой основой порядка определения таможенной стоимости ввозимых товаров, принятой в международном таможенном праве, является?? ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашение о применении статьи VII ГАТТ 1994 года, которое еще называют  - Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ, являющиеся неотъемлемыми частями Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО).

        Частью 2 ст. VII ГАТТ 1994 предусмотрено, что: "оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках". В части 5 этой же статьи ГАТТ закреплены принципы гласности и стабильности правил определения таможенной стоимости. Реализация на практике этих принципов позволяет участникам внешнеторгового оборота "определить с разумной степенью точности стоимость товаров для таможенных целей".

Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ в ст. 1 закрепляет в качестве основного принципа определения таможенной стоимости использование цены сделки (transaction value), под которой понимается цена, реально уплаченная за импортируемые товары, скорректированная с учетом дополнительных расходов, понесенных покупателем, но не включенных в фактическую цену сделки (брокерские, комиссионные расходы, стоимость упаковки и т.д.).

В соответствии с Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ фактически уплаченная или подлежащая уплате цена товара (цена сделки), реализуемого в государстве-импортере, признается таможенной стоимостью при соблюдении следующих условий:

1) цена сделки, а равно совершение самой сделки не могут зависеть от каких-либо обстоятельств, оказывающих влияние на цену или условия сделки, за исключением тех обстоятельств, которые являются ключевыми при определении существенных качественных и количественных характеристик товара, выступающего предметом сделки;

2) стороны внешнеторговой сделки (экспортер и импортер) не могут находиться между собой в состоянии взаимозависимости;

3) импортер не возвращает прямо или косвенно экспортеру часть прибыли, полученной по внешнеторговой сделке;

4) не допускается условиями внешнеторговой сделки устанавливать какие-либо ограничения в отношении переходящих к импортеру прав пользования и распоряжения товарами, являющимися предметом сделки, за исключением следующих случаев:

- если такие ограничения установлены законодательством государства-импортера;

- если такие ограничения установлены в регионе, в котором товары планируются к повторной реализации (перепродаже);

- если такие ограничения не оказывают существенного влияния на цену внешнеторговой сделки.

В случаях, когда таможенная стоимость не может быть определена на основании цены сделки, таможенные органы и импортер в процессе совместных консультаций вырабатывают общую позицию по применению альтернативных методов определения таможенной стоимости (прежде всего, с использованием цены идентичных товаров, а при их отсутствии - однородных). При невозможности определить таможенную стоимость на основе первых трех методов импортер в избираемой им последовательности применяет методы сложения и вычитания. При методе сложения (или расчетном методе) таможенная стоимость определяется путем калькулирования себестоимости товара и прибавления нормальной для данного вида коммерческой деятельности нормы прибыли. Метод вычитания заключается в определении таможенной стоимости на основании цены единицы товара, по которой импортируемые товары реализуются в наибольшем количестве на внутреннем рынке страны импорта. Данный метод предполагает осуществление ряда вычетов в размере расходов, понесенных в связи с импортом товаров или их продажей в стране импорта (транспортные, страховые расходы, ввозные таможенные пошлины, налоги и т.д.). Последний метод определения таможенной стоимости в соответствии с Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ - резервный метод, при котором таможенная стоимость определяется на основе разумного применения названных выше методов и с использованием данных, имеющихся в стране импорта.

     

Порядок определения таможенной стоимости товаров ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза.

 

 

      В соответствии с п. 1 ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию  таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

       Таким договором является  Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза".

Указанное  Соглашение, согласно п.2,3 статьи 1, устанавливает единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения Единого таможенного тарифа таможенного союза (Приложение к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54), а также применения иных мер, отличных от таможенно-тарифного регулирования, которые вводятся (могут вводиться) для регулирования товарооборота таможенного союза и основано на  принципах и общих правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.

При определении таможенной стоимости должны соблюдаться два общих (применимых ко всем методам определения таможенной стоимости)  принципа:

- для таможенных целей таможенная стоимость  не должна быть основана на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров;

- сведения, относящиеся к  определению таможенной стоимости, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

 

 Исходя из принципа, изложенного в статье 1 Кодекса о таможенной стоимости ГАТТ  в п.1, статьи 2 Соглашения определено, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения и только в случае невозможности определения таможенной стоимости с использование метода 1, могут последовательно применяться иные методы определения таможенной стоимости, предусмотренные статьями 6-10 указанного  Соглашения.

 

Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), то есть по цене, фактически уплаченной или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза  дополненной,   в соответствии со  статьей 5 настоящего Соглашения,  применяется при соблюдении следующих условий:

1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

- установлены совместным решением органов таможенного союза;

- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;

- существенно не влияют на стоимость товаров;

2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;

4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

        Так же необходимо отметить, что согласно п.6 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 № 283 "О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)" метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами не может быть применен, если ввозимые товары не являются предметом купли-продажи, например, ввозятся по договору аренды, дарения, и т.д.

Сведения, относящиеся к  определению таможенной стоимости, с использованием метода 1, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 июля 2005 года № 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" указано, что под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.

 

В случае если таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, не может быть определена в соответствии со статьей 4  Соглашения (метод 1), таможенной стоимостью таких товаров является стоимость сделки с идентичными товарами (метод 2, ст.6 Соглашения) или однородными товарами (метод 3, ст.7 Соглашения), проданными для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров.

         Порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров по методу 2 и 3 определен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.10.2012 № 202 «О применении методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3)».

  Порядок и условия определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, по методу 2 и по методу 3 аналогичны, за исключением того, что при применении одного метода используются сведения об идентичных товарах, а при применении другого - об однородных товарах.

При определении таможенной стоимости товаров по методу 2 или методу 3 используется стоимость сделки соответственно с идентичными или однородными товарами. При этом стоимостью сделки с идентичными или однородными товарами является таможенная стоимость этих товаров, ранее определенная декларантом или таможенным представителем в соответствии со статьей 4 Соглашения и принятая таможенным органом.

Пунктом 1 статьи 3 Соглашения определено, что:

- идентичные товары это товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации. Незначительные расхождения во внешнем виде не являются основанием для непризнания товаров идентичными, если в остальном эти товары соответствуют требованиям настоящего абзаца и абзаца четвертого настоящего пункта;

- однородные товары это товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенных из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые (ввозимые) товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. При определении, являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака;

При этом, товары не считаются идентичными или однородными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые (ввозимые) товары, или если в отношении этих товаров проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы были выполнены на таможенной территории Таможенного союза. Понятие "произведенные" ("произведены") применительно к товарам имеет также значения "добытые", "выращенные", "изготовленные (в том числе путем монтажа, сборки или разборки товаров)". Идентичные или однородные товары, произведенные иным лицом, чем производитель оцениваемых (ввозимых) товаров, принимаются во внимание лишь в случаях, когда не выявлены соответственно идентичные или однородные товары того же производителя либо имеющаяся информация не считается приемлемой для использования.

При применении указанных методов определения таможенной стоимости  декларанты и таможенные органы должны учитывать определенные условия сделок с идентичными или однородными  товарами. Так в первую очередь,  рассматривается стоимость  идентичных или однородных  товаров  проданных   на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые (ввозимые) товары.     

Только в том случае, когда  таких продаж не установлено, возможно, последовательное использование  стоимости идентичных или однородных товаров проданными на том же коммерческом уровне, но в иных количествах,  проданными на ином коммерческом уровне, но в тех же количествах или  проданными на ином коммерческом уровне, и в иных количествах.

В случае если для применения указанного метода выявлено  более одной стоимости сделки с идентичными или однородными товарами с учетом корректировок в соответствии с пунктами 1 - 2 настоящих статей, для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров применяется самая низкая из них.

При отсутствии выше указанной информации методы 2 и 3 не применяются, в данном случае   следует переходить к иным методам определения таможенной стоимости ввозимых товаров.

 

В Порядке, утвержденном решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.10.2012 № 202 приведены ряд примеров отнесения тех или иных товаров к идентичным или однородным товарам и возможности применения стоимости идентичных или однородных товаров при определении таможенной стоимости на основании метода 2 и 3, так:

Пример 1. На таможенную территорию Таможенного союза ввозятся 2 автомобиля, одинаковые во всех отношениях (одной марки, одинаковой комплектации и т.д.), но отличающиеся по цвету, что считается расхождением в отношении внешнего вида.

В случае если указанное расхождение в цвете не повлияло на цену товара, такое расхождение может быть отнесено к незначительным, и автомобили признаются идентичными. Однако если при покраске одного из рассматриваемых автомобилей были использованы уникальные цвета, аэрография, арт-тонирование и т.п., что оказало заметное влияние на его цену, такие автомобили не могут быть признаны идентичными.

Пример 2. На таможенную территорию Таможенного союза разными покупателями ввозятся стальные листы одной марки, изготовленные из углеродистой стали, одинаковые по точности прокатки, состоянию материала и по характеру кромки, однако предполагается их использовать для различных целей.

Несмотря на то, что один покупатель намерен использовать листы при изготовлении кузовов автомобилей, а другой - при производстве печей, данные стальные листы считаются идентичными.

Пример 3. Одинаковая во всех отношениях хлопчатобумажная ткань одного и того же изготовителя ввозится на таможенную территорию Таможенного союза двумя покупателями в одинаковом количестве, но по разным ценам. При этом установлено, что один из покупателей заключил с изготовителем долгосрочный договор, предусматривающий неоднократные поставки товара, а второй покупатель - договор о разовой поставке товара. Учитывая эти обстоятельства, изготовитель установил разные цены для этих покупателей. Таким образом, разница в ценах на ввозимую хлопчатобумажную ткань обусловлена различием в коммерческих уровнях продаж.

В данном случае хлопчатобумажная ткань, ввозимая одним покупателем, будет идентична хлопчатобумажной ткани, ввозимой другим покупателем. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Соглашения стоимость сделки должна быть скорректирована с учетом различий в коммерческих уровнях продаж.

Пример 4. На таможенную территорию Таможенного союза ввозятся 2 партии женских платьев. Платья из обеих партий имеют внешнее сходство (один фасон), сшиты по одному образцу из 100-процентного натурального шелка одинакового качества, но при этом имеют разные размеры и расцветку. Кроме того, платья из одной партии произведены под торговой маркой известного модельера, а платья из другой партии нет.

В данном случае существенным фактором при решении вопроса об идентичности товаров является наличие торговой марки известного модельера, что влияет на репутацию товара на рынке. Имя известного модельера будет обуславливать другой уровень цен и другой рынок сбыта в отличие от платьев из второй партии, произведенных под торговой маркой не такого известного модельера. В связи с этим платья из первой партии и платья из второй партии не могут быть признаны идентичными или однородными.

Пример 5. На таможенную территорию Таможенного союза ввозятся резиновые покрышки, одинаковые по типу (зимние шипованные), размеру, индексу скорости, индексу нагрузки, изготовленные 2 разными производителями, находящимися в одной стране. При этом каждый производитель имеет свой товарный знак. Однако покрышки, произведенные этими производителями, изготовлены по одному стандарту, имеют одинаковое качество, пользуются одинаковой репутацией на рынке и используются для производства автомобилей на таможенной территории Таможенного союза.

В связи с тем, что данные резиновые покрышки произведены под разными товарными знаками, они не являются одинаковыми во всех отношениях и не могут рассматриваться как идентичные. Вместе с тем резиновые покрышки имеют одинаковые характеристики и репутацию на рынке, что дает им возможность выполнять одни и те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми. Таким образом, с учетом того что резиновые покрышки изготовлены по одному стандарту, из одинаковых материалов, имеют одинаковую репутацию на рынке и являются коммерчески взаимозаменяемыми, они могут быть признаны однородными.

Пример 6. На таможенную территорию Таможенного союза ввозятся обычная перекись натрия для отбеливания и специальная перекись натрия (особого качества) для лабораторных исследований. Специальная перекись натрия изготовлена из компонентов порошкообразной формы высокой степени очистки, в связи с чем, цена специальной перекиси натрия более высокая, чем цена обычной перекиси натрия. Обычная перекись натрия не может использоваться вместо специальной перекиси натрия, поскольку степень очистки обычной перекиси натрия недостаточна для использования в лабораторных исследованиях.

Поскольку данные товары не являются одинаковыми во всех отношениях, они не могут рассматриваться как идентичные товары.

Вследствие высокой цены специальной перекиси натрия ее нецелесообразно использовать для отбеливания, а обычная перекись натрия непригодна для использования в лабораторных целях. Поэтому, несмотря на то, что оба вида перекиси натрия обладают схожими характеристиками и составом компонентов, они не являются коммерчески взаимозаменяемыми товарами. Таким образом, обычная перекись натрия и специальная перекись натрия не могут быть признаны однородными товарами.

Пример 7. На таможенную территорию Таможенного союза ввозятся 2 автомобиля, один из которых собран на заводе в Турции из узлов и агрегатов, произведенных в Германии, а другой произведен на заводе в Германии.

Операции по сборке автомобиля в данном случае не отвечают критериям достаточной переработки. В связи с этим страной происхождения автомобиля, собранного в Турции, является Германия, а страной производства - Турция. Таким образом, поскольку данные автомобили произведены в разных странах (один в Турции, другой в Германии), они не являются ни идентичными, ни однородными.

 

 

Следующий метод определения таможенной стоимости (метод 4 «Метод вычитания») определен статьей 8 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25 января 2008 года. Указанный метод применяется, если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена предыдущими методами.

         Порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров по методу 4 определен Правилами применения метода вычитания (метод 4) при определении таможенной стоимости товаров, утвержденными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.11.2012 № 214.

Таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется по методу 4 в случае, когда оцениваемые (ввозимые) либо идентичные или однородные им товары продаются на таможенной территории Таможенного союза в том же состоянии, в котором они были ввезены на эту территорию.

При этом изменения товаров в виде усушки, утруски, естественного испарение (для жидкостей), появлении небольшой ржавчины, получении незначительных повреждений, не отражающихся на характеристиках товаров,  снятия упаковочного материала или удаление консервации с оцениваемых товаров, не являются основаниями для признания товаров изменившими свое состояние.

В качестве основы для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) по указанному методу  товаров принимается цена единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых (ввозимых) либо идентичных или однородных товаров продается лицам, не являющимся взаимосвязанными с лицами, осуществляющими такую продажу на таможенной территории Таможенного союза в тот же или соответствующий ему период времени (90 дней), в который оцениваемые (ввозимые) товары пересекали таможенную границу Таможенного союза (пункт 2 статьи 8 Соглашения), при условии вычета следующих сумм:

1) вознаграждение посреднику (агенту), обычно выплачиваемое или подлежащее выплате, либо надбавка к цене, обычно производимая для получения прибыли и покрытия общих расходов (коммерческих и управленческих расходов) в размерах, обычно имеющих место в связи с продажей на таможенной территории Таможенного союза товаров того же класса или вида;

2) обычные расходы на осуществленные на таможенной территории Таможенного союза перевозку (транспортировку) и страхование и иные связанные с такими операциями расходы;

3) таможенные пошлины, налоги, сборы и применяемые в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза иные налоги, подлежащие уплате в связи с ввозом и (или) продажей товаров на территории этого государства - члена Таможенного союза, включая налоги и сборы субъектов этого государства - члена Таможенного союза и местные налоги и сборы.

При этом, под "взаимосвязанными лицами", для целей  применения статьи 8 Соглашения, понимаются лица, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:

а) являются сотрудниками или директорами (руководителями) предприятий друг друга;

б) являются юридически признанными деловыми партнерами, то есть связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности;

в) являются работодателем и работником, служащим;

г) какое-либо лицо прямо или косвенно владеет, контролирует или является держателем пяти или более процентов выпущенных в обращение голосующих акций обоих из них;

д) одно из них прямо или косвенно контролирует другое;

е) оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом;

ж) вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо;

з) являются родственниками или членами одной семьи.

В случае отсутствия на таможенной территории Таможенного союза, продаж товаров, находящихся  в том же состоянии в котором они были на момент ввоза на таможенную территорию, по заявлению декларанта (таможенного представителя) рассматриваются продажи переработанных (обработанных) оцениваемых (ввезенных) товаров. В данном случае, кроме вычетов указанных выше, вычету подлежит также стоимость, добавленная в результате переработки (обработки) товаров.

При рассмотрении продаж, удовлетворяющих условиям рассматриваемого метода определения таможенной стоимости, для целей определения таможенной стоимости товаров по методу 4 принимаются во внимание продажи товаров на таможенной территории Таможенного союза покупателям первого коммерческого уровня продаж после ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза. Покупателями первого коммерческого уровня продаж на таможенной территории Таможенного союза являются покупатели, приобретающие товары у продавца, являющегося импортером товаров.

Так же необходимо отметить, что при применении метода 4 необходимы индивидуальный подход и анализ каждой конкретной ситуации,  с тем чтобы определить не только возможность, но и целесообразность тех или иных затрат по осуществлению поиска и использованию необходимой информации для определения таможенной стоимости по данному методу.

 

 

Следующий метод определения таможенной стоимости (метод 5 «Метод сложения») определен статьей 9 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25 января 2008 года. Указанный метод применяется, если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена предыдущими методами

        Порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров по методу 5 определен Правилами применения метода сложения (метод 5) при определении таможенной стоимости товаров, утвержденными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.12.2012 № 273 "О применении метода сложения (метод 5) при определении таможенной стоимости товаров".

При определении таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров по методу 5 в качестве основы принимается расчетная стоимость этих товаров, определяемая путем сложения компонентов, установленных п. 1 статьи 9 Соглашения, а именно:

 

1) расходов по изготовлению или приобретению материалов и расходов на производство, а также на иные операции, связанные с производством оцениваемых (ввозимых) товаров, а именно:

- расходы на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с оцениваемыми (ввозимыми) товарами;

-  расходы по упаковке, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

- распределенная в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Соглашения стоимость товаров и услуг, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 5 Соглашения, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт оцениваемых (ввозимых) товаров, а именно:

сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и тому подобных предметов, из которых состоят оцениваемые (ввозимые) товары;

инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве оцениваемых (ввозимых) товаров;

материалов, израсходованных при производстве оцениваемых (ввозимых) товаров;

проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, художественного оформления, дизайна, эскизов и чертежей, выполненных вне таможенной территории Таможенного союза и необходимых для производства оцениваемых (ввозимых) товаров.

 

2) суммы прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих расходов), эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые (ввозимые) товары, которые производятся в стране экспорта для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза;

3) расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

4) расходы по погрузке, разгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

5) расходы на страхование в связи с операциями указанными в пунктах 3) и 4).

Затруднение  применения метода 5 заключается в том, что производитель оцениваемых (ввозимых) товаров находится вне юрисдикции таможенных органов государств - членов Таможенного союза (далее - государства-члены) и документы и сведения, необходимые для подтверждения таможенной стоимости определенной по указанному методу, обычно являются конфиденциальными и производителем не разглашаются. Использование метода 5 в основном ограничено случаями, когда покупатель и продавец товаров являются взаимосвязанными лицами и при этом производитель согласен предоставить документы и сведения об издержках производства и при необходимости обеспечить возможность их проверки в соответствии с пунктом 6 статьи 9 Соглашения.

 

Примеры определения таможенной стоимости по методу 5:

 

Пример 1. Иностранная организация (далее - производитель) поставляет своей дочерней организации, зарегистрированной в одном из государств – членов Таможенного союза (далее - импортер-покупатель), турбинное оборудование. Поскольку таможенная стоимость турбинного оборудования не может быть определена в соответствии со статьями 4 и 6 - 8 Соглашения, ее определение осуществляется по методу 5.

Ввозимое турбинное оборудование изготовлено по специальному заказу импортера-покупателя.

Для производства турбинного оборудования импортер-покупатель бесплатно предоставил производителю предназначенные исключительно для производства этого оборудования эскизы и чертежи стоимостью 500 денежных единиц, которые были выполнены на таможенной территории Таможенного союза.

Таможенному органу предоставлены полученные от производителя документы и сведения, на основе которых были определены следующие показатели:

расходы по изготовлению или приобретению материалов - 4 000 денежных единиц;

расходы на производство - 3 500 денежных единиц;

общие расходы (коммерческие и управленческие расходы) - 350 денежных единиц;

прибыль - 1 570 денежных единиц.

Расходы по доставке товаров составляют 80 денежных единиц.

В распоряжении таможенного органа имеются также документально подтвержденные торгово-промышленной палатой страны производства сведения о том, что обычно сумма прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих расходов) при продажах товаров того же класса или вида для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза составляет около 25 процентов от суммы расходов по изготовлению или приобретению материалов и расходов на производство турбинного оборудования. Применительно к рассматриваемой ситуации эта величина составляет 1 875 денежных единиц ((4 000 + 3 500) x 25%).

Сумма прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих расходов) в рассматриваемом случае составляет 1 920 денежных единиц (1 570 + 350), или 25,6 процента, что сопоставимо с ее обычной величиной. Таким образом, значение указанного показателя в целях определения таможенной стоимости турбинного оборудования является приемлемым.

Поскольку эскизы и чертежи, предназначенные для производства турбинного оборудования, были выполнены на таможенной территории Таможенного союза и предоставлены производителю бесплатно, в соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 9 Соглашения их стоимость (500 денежных единиц) не учитывается при определении таможенной стоимости турбинного оборудования.

Таможенная стоимость турбинного оборудования определяется путем сложения расходов по изготовлению или приобретению материалов, расходов на производство, общих расходов (коммерческих и управленческих расходов), прибыли и расходов по доставке товаров (4 000 + 3 500 + 1 920 + 80 = 9 500 денежных единиц).

Пример 2. Организация, зарегистрированная в одном из государств-членов Таможенного союза (далее - покупатель), приобрела у иностранной организации (далее - производитель) и ввозит на таможенную территорию Таможенного союза оборудование. Поскольку таможенная стоимость оборудования не может быть определена в соответствии со статьями 4 и 6 - 8 Соглашения, ее определение осуществляется по методу 5.

Расходы по доставке товаров составляют 5 денежных единиц.

На основе коммерческих счетов, предоставленных производителем, были определены расходы на общую сумму 31 денежная единица в расчете на единицу товара, в том числе:

расходы по изготовлению или приобретению материалов - 10 денежных единиц;

расходы по оплате труда и отчисления на социальные нужды, связанные с оплатой труда  - 8 денежных единиц;

общезаводские расходы - 12 денежных единиц;

расходы по упаковке - 1 денежная единица.

Покупатель бесплатно предоставил производителю необходимые для производства оцениваемых (ввозимых) товаров чертежи, выполненные вне таможенной территории Таможенного союза. Исходя из произведенного соответствующим образом распределения общей стоимости указанных чертежей получается, что на единицу товара приходится стоимость чертежей, равная 2 денежным единицам.

Производитель предоставил покупателю документы, содержащие сведения о сумме прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих расходов), обычно учитываемой при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые (ввозимые) товары. В соответствии с этими документами обычные прибыль и общие расходы (коммерческие и управленческие расходы) при продаже товаров того же класса или вида составляют примерно 20 процентов от расходов по изготовлению или приобретению материалов и расходов на производство, а также на иные операции, связанные с производством оцениваемых (ввозимых) товаров.

Приведенный показатель согласуется с показателями, имеющими место у других производителей той же страны производства при продажах товаров того же класса или вида для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза (например, предоставлено соответствующее заключение торгово-промышленной палаты страны производства оборудования).

С учетом изложенного указанная величина является приемлемой для целей исчисления таможенной стоимости оборудования.

Сумма прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих расходов), исчисленная в процентном отношении от величины расходов, понесенных производителем в расчете на единицу товара, составит 6,2 денежной единицы (31 денежная единица x 20%).

Следовательно, таможенная стоимость оборудования определяется путем сложения расходов, определенных производителем, к которым добавлена стоимость предоставленных бесплатно чертежей (31 + 2 = 33 денежные единицы), суммы прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих расходов), определенных в процентном отношении от фактических расходов, понесенных производителем (6,2 денежной единицы), и расходов по доставке товаров (5 денежных единиц).

И последний метод определения таможенной стоимости, основанный на данных, имеющихся на таможенной территории Таможенного союза, применяется в том случае, кода все перечисленные методы не могут быть применены,  это Резервный метод (метод 6), определенный статьей 10 Соглашения:

Методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии с настоящей статьей, являются теми же, что и предусмотренные в статьях 4, 6 - 9  Соглашения, однако, при определении таможенной стоимости в соответствии с настоящей статьей допускаются определенные отступления (гибкость) при их применении.

Так в частности, допускается следующее:

При определении рассматриваемым методом таможенной стоимости на базе определения таможенной стоимости по идентичным или однородным товарам (ст.6,7 Соглашения)  за основу может быть принята стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в иной стране, чем страна, в которой были произведены оцениваемые (ввозимые) товары. Также в рамках метода 6 допускается  разумное отклонение от установленных статьей 6 или 7 настоящего Соглашения требований о том, что идентичные или однородные товары должны быть проданы для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и ввезены на таможенную территорию Таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (возимых) товаров.

В рамках метода 6 для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров за основу может быть принята таможенная стоимость идентичных или однородных им товаров, определенная в соответствии со статьями 8 и 9 настоящего Соглашения, при этом допускается отклонение от установленного пунктом 3 статьи 8 настоящего Соглашения срока в 90 дней.

Таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров, определенная согласно по методу 6, в максимально возможной степени должна основываться на ранее определенных таможенных стоимостях.

 Таможенная стоимость товаров по методу 6  не должна определяться на основе:

1) цены на товары на внутреннем рынке таможенного союза, произведенные на таможенной территории Таможенного союза;

2) системы, предусматривающей принятие для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей;

3) цены на товары на внутреннем рынке страны вывоза;

4) иных расходов, нежели расходы, включенные в расчетную стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения;

5) цены товаров, поставляемых из страны их вывоза в третьи страны;

6) минимальной таможенной стоимости;

7) произвольной или фиктивной стоимости.

Необходимо отметить, что в случае если метод 6  применяется таможенным органом, то таможенный орган обязан в письменном виде указать источник использованных данных, а также подробный расчет, произведенный на их основе.

 

Порядок определения таможенной стоимости товаров вывозимых с территории Российской Федерации.

 

 

Пунктом 1, комментируемой стать определено что, таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.

 

       В Российской Федерации, согласно пункту 2, статьи 112 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, устанавливается Правительством РФ.

        В настоящее время порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории РФ, определен Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 191 "Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации"(далее –Правила).

 Указанные   Правила устанавливают порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, в том числе особенности применения методов (правил) определения таможенной стоимости товаров, предусмотренных статьями 4, 6, 7, 9 и 10 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 г

Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется в целях исчисления вывозных таможенных пошлин, базой для исчисления которых является таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров. При этом если в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, международными договорами и законодательством Российской Федерации при вывозе товаров из Российской Федерации не возникает и не может возникнуть обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин, базой исчисления для которых является таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров, то таможенная стоимость  вывозимых товаров не определяется.

       Основными принципами определения таможенной стоимости вывозимых товаров, являются те же принципы, которые предусмотрены Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ и Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза", и именно:

   - основой определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами;

  - методы определения таможенной стоимости вывозимых товаров применяются последовательно, только в случае невозможности определения таможенной стоимости по предыдущему методу возможно применение  последующего метода;

 -  процедура определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны назначения, вида товаров, участников сделки и др.);

- сведения, относящиеся к  определению таможенной стоимости вывозимых товаров, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

 

         Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории Республики Казахстан, определен статьей 98 Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года № 296-IV «О таможенном деле в Республике Казахстан», а порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Республики Беларусь Указом Президента Республики Беларусь от 31.07. 2006 года № 474.

 

 

 

Согласно п.3, комментируемой статьи таможенная стоимость товаров, как правило, определяется декларантом либо таможенным представителем.

В тоже время,  в случае если после выпуска товаров, таможенным органом принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, ранее определенной и заявленной декларантом или таможенным представителем, а декларант или таможенный представитель отказывается произвести такую корректировку, то таможенный орган самостоятельно  определяет таможенную стоимость оцениваемых товаров и осуществляет ее корректировку с учетом вновь определенной им таможенной стоимости.

 

Согласно п.4 комментируемой статьи  положения  главы 8 ТК ТС не распространяются на товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу.

Таможенная стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза определяется в порядке, установленном статьей 361 ТК ТС.

Так, таможенная стоимость товаров для личного пользования определяется на основании заявленной физическим лицом в пассажирской декларации стоимости таких товаров.

Заявленная стоимость должна быть подтверждена  оригиналами документов, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования.

Расходы по перевозке и страхованию ввозимых товаров до их прибытия на таможенную территорию таможенного союза в таможенную стоимость не включаются.

В случае отсутствия у физического лица, перемещающего товары для личного пользования, необходимых документов и (или) сведений о стоимости этих товаров либо при наличии обоснованных причин полагать, что представленные лицом документы и (или) сведения не являются достоверными, должностное лицо таможенного органа вправе самостоятельно определить таможенную стоимость товаров на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации на аналогичные товары (товары, которые имеют характеристики, близкие к характеристикам ввозимого товара, то есть сопоставимы с ввозимым товаром по своему назначению, применению, качественным, техническим и иным характеристикам) в том числе на основании данных, указываемых в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров.

В то же время физическое лицо вправе доказать достоверность сведений, представленных для определения таможенной стоимости.

 

Как показывает  практика внешнеторговой деятельности на момент таможенного декларирования декларант или таможенный представитель может не всегда  располагать полным пакетом документов, подтверждающих величину  заявляемой таможенной стоимости товаров.

Пунктом 5 комментируемой статьи предусмотрено, что  если при таможенном декларировании товаров точная величина их таможенной стоимости не может быть определена в связи с отсутствием документов, подтверждающих точные сведения, необходимые для ее расчета, допускается отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров. В этом случае возможно  ее заявление на основе имеющихся у декларанта документов и сведений и исчисление и уплата таможенных пошлин, налогов исходя из заявленной таможенной стоимости.

Случаи подобного определения таможенной стоимости, а также порядок декларирования и контроля таможенной стоимости, особенности исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов для таких случаев согласно названному пункту статьи 64 ТК ТС устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.

        Соответствующее решение Комиссии таможенного союза на момент подготовки комментария еще не принято. В связи с этим при возникновении спорных ситуаций следует исходить из положения п. 3 ст. 366 ТК, согласно которому если предусмотренные ТК международные договоры государств - членов Таможенного союза и решения Комиссии не вступили в силу на момент вступления в силу ТК, то до момента их вступления в силу применяется законодательство государств - членов Таможенного союза, регулирующее соответствующие правоотношения. Аналогичная позиция, по применению п.5, статьи 64 ТК ТС высказана  ФАС Северо-Западного округа (постановление от 28.10.2011 по делу № А42-955/2011).

 

 

Адвокат по таможенным спорам          Андрей Бернев.

   

 


Возврат к списку